Оптимизм и пессимизм — что лучше?

«Нет на свете более ужасного зрелища, чем молодой пессимист. Наверное, ужаснее только старый оптимист». Марк Твен.

Джулия Норем, социальный психолог из колледжа в Уэлзли, в штате Массачусетс, провела любопытную серию экспериментов…

В одном из экспериментов участвовали как те, кого по характеру можно было бы причислить к стратегическим оптимистам, так и те, кто был склонен к защитному пессимизму.

Всех участников случайным образом разделили на три группы. Каждой предстояло бросать дротики в мишень.

Одной предложили вообразить множество помех и изобрести, как их одолеть.
Другая должна была думать, что все пройдет гладко, и она продемонстрирует верх совершенства.
Третьей было предложено не думать ни о чем, а мысленно купаться и загорать на пляже.

Попав в свою привычную стихию, то есть, представляя себе разные неприятности, пессимисты показали блестящие результаты. Хуже у них получилось, когда они пытались представить себя непобедимыми чемпионами и совсем плохо, когда подобно стратегическим оптимистам попытались вообще ни о чем не думать.

Оптимисты же наоборот добились лучших результатов после бездумного «отдыха на пляже» и наихудших — после того, как влезли в шкуру пессимистов.

Из этого доктор Норем делает вывод: оптимизм и пессимизм становятся у каждого второй натурой, коренящейся как в воспитании, так, видимо, и во врожденном предрасположении. Но самое главное то, что при решении определенных задач, структура которых схожа с той, что делалась в эксперименте, защитный пессимизм, если он естественен для человека, ни в чем не уступал стратегическому оптимизму.

Джеймс Пеннебекер, профессор психологии Техасского университета, совместно с Дэвидом Уотсоном, психологом из университета Айовы, еще в 1989-м году экспериментально установили, что нервные, обремененные различными заботами и несчастьями, склонные вечно жаловаться на судьбу, раздражаться по каждому поводу и ожидать всего худшего, постоянно жалующиеся на боли во всех частях тела, на слабость, головокружение и так далее, люди бывают у врача не чаще, чем их жизнерадостные сверстники, и уходят в лучший мир не раньше.

Иными словами, даже глубокий пессимизм (не поведенческий, не защитный, не конструктивный, а именно глубокий и всеохватывающий пессимизм) нисколько не вредит здоровью.

Из всего сказанного можно сделать выводы:
Будьте самим собой и используйте все преимущества своего типа личности!
А если вам захочется измениться — меняйтесь себе на здоровье!


Опубликовано

в

от

Метки:

Комментарии

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.