Виды мотивации и теории мотивации

Приведу краткие описания некоторых теорий мотивации, из которых, на мой взгляд, можно сделать определнные практические выводы…

Теория мотивации А. Маслоу.

Абрахам Маслоу (1908–1970), американский психолог, один из основателей гуманистической психологии, создал иерархическую модель мотивации, основанную на постулате ее врожденности и универсальности, в которой выделил 5 основных „уровней“ потребностей:

  • физиологические потребности;
  • потребность в безопасности;
  • потребность в любви, привязанности и принадлежности к определенной социальной группе;
  • потребность в уважении и признании;
  • потребность в самоактуализации, которая представляет собой высший уровень иерархии мотивов.

При этом вводится предположение о том, что потребности более высокого уровня не могут быть удовлетворены, если предварительно не удовлетворены потребностей нижележащих уровней. В силу этого, высшего уровня могут достичь не больше одного процента всех людей.

Теория мотивации Г. Мюррея.

Генри Мюррей (1893 — 1988), американский психолог, в своей книге „Исследование личности“ выделил 36 потребностей и определил соответствующие им побудительные условия ситуации („давление“).

Перечень потребностей, составленный Мюррем несколько позже, включал в себя потребности в: достижении, уважении, общении, порядке, привлечении к себе внимания, независимости, защите, содействии, внутреннем анализе, помощи, доминировании, унижении, заботе, изменении, терпении, сексе, агрессии, игре.

Мюррей одним из первых стал рассматривать мотивы как устойчивые личностные диспозиции. Но, вместе с тем, позднее он пришел к заключению, что целенаправленное поведение можно объяснить лишь как результат взаимодействия личностных (потребностное состояние как желаемое целевое состояние) и ситуативных («давление» как признаки ситуации, на которые можно надеяться или которых следует опасаться) факторов.

«Давление» актуализирует соответствующую потребность, а потребность ищет соответствующее ей «давление» Их встреча обозначалась Мюрреем как «тема».

Еще один фактор показался мне интересным для обсуждения и использования…

Поиск ощущений (англ. sensation seeking) — элемент мотивационно–потребностной сферы, описанный М. Цукерманном.

Представляет собой поведение, в котором могут быть выделены следующие составляющие:

  • поиск опасностей и приключений,
  • поиск переживаний,
  • раскованность,
  • восприимчивость к скуке.

В исследованиях М. Цукерманна показано, что поиск ощущений связан с половыми гормонами и энзимом моноаминоксидазы, которые регулируют работу лимбической системы.

И, наконец, самое применимое на практике — мотивация достижения.

Мотивация достижения — вид мотивации, который характеризуется стремлением человека к успехам в различных видах деятельности и избеганию неуспеха. Проявляется в способности к конкуренции, в стремлении к совершенству, в желании напряженной работы. В ее основе лежат эмоциональные переживания, связанные с социальным принятием (и одобрением) тех успехов, которые достигаются человеком.

Высокий уровень мотивации достижения означает, что у человека преобладает стремление к успеху, низкий уровень мотивации, наоборот, свидетельствует о том, что доминирует стремление избегать неудачи.

Формирование мотива достижения в конкретной деятельности.

Выделяют шесть последовательных этапов актуализации и усвоения данного мотива в конкретной деятельности:

  1. Привлечение внимания к содержанию деятельности.
  2. Обретение человеком в ходе разнообразных игр и при выполнении специальных упражнений опыта мышления, поведения, эмоционального реагирования, характерного для высокомотивированных людей.
  3. Усвоение человеком специальных понятий, которые означают различные компоненты мотива достижения.
  4. Соотнесение человеком данного мотива (конкретной деятельности) со своим личным идеалом, со своими основными духовными ценностями и личное принятие мотива.
  5. Практическое использование человеком приобретенных знаний в реальных жизненных ситуациях.
  6. Самостоятельное поведение в соответствии с усвоенным мотивом.

Опубликовано

в

от

Метки:

Комментарии

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.