Как мы учимся?

Небольшой обзор концепций, сделанный по просьбе Лизы — хозяйки «Расширяющейся Вселенной«…

Одним из первых, кто провел систематический анализ особенностей обучения взрослых, был М. Ноулз, по мнению которого:

  • взрослые в большей степени, чем дети, ориентированы на применение знаний;
  • взрослые привыкли брать на себя более значительную ответственность за результаты обучения;
  • взрослые имеют более обширный жизненный опыт, опираясь на который, можно выстроить эффективную систему обучения;
  • у взрослых зачастую более сильная и осмысленная мотивация к обучению;
  • взрослые в большей степени ориентированы на практический результат (рост квалификации, профессиональная карьера).

Вслед за Ноулзом, Р. Гербер, в течение нескольких лет опрашивая рабочих и служащих ряда промышленных предприятий и государственных учреждений с целью выявления способов и источников приобретения нового опыта, создал список из одиннадцати пунктов. По его мнению, опыт приобретается посредством:

  1. Совершения ошибок и попыток не повторять их вновь;
  2. Самообразования на работе и вне ее;
  3. Следования избранным ценностям;
  4. Применения теории и практики в умениях;
  5. Решения проблем;
  6. Взаимодействия с другими людьми;
  7. Созидательного планирования;
  8. Защиты интересов других людей;
  9. Предоставления другим людям возможности руководить собой;
  10. Участия в программах тренинга;
  11. Участия в программах повышения качества.

Еще один исследователь — А. Мамфорд провел ряд интервью с людьми, имеющими значительный опыт работы в разных сферах бизнеса, задавая вопросы о том, каким образом они научаются чему-то новому. Анализ ответов позволил ему выделить четыре основных пути, по которым шли его респонденты:

  • Интуитивный подход. Интуитивисты верят в то, что жизнь их учит, но затрудняются как-то конкретизировать это утверждение. Они не склонны заниматься анализом и комментировать содержание того, чему они научились, как и то, что, собственно, их научило. Им представляется, что знания просто адсорбируются ими из того, что их окружает.
  • Инцидентный подход. Инциденталисты хорошо помнят те события, которые заставили их посмотреть на ситуацию по-новому, и могут описать, в чем состоит это новое видение, но затрудняются ответить на вопрос, каким образом они пришли к новому пониманию сути дела.
  • Ретроспективный подход. Ретроспекционисты склонны к систематическому анализу происходящего, концентрируясь не только на ярких событиях, но и на менее заметных, обращая внимание не только на неудачи, но и на успехи. То, что произошло, сначала анализируется, а лишь затем делаются выводы.
  • Проспективный подход. Проспекционисты, планируя какие-либо акции, думают не только о прагматических следствиях своих действий, но и о том, чему они могут научиться в процессе развертывания каких-либо акций и после их завершения.

Простейшей и остающейся по сей день наиболее популярной моделью обучения, основанного на опыте, является циклическая модель Д. Колба. В этой модели, процесс обучения рассматривается как состоящий из четырех последовательных фаз:

  1. Конкретный опыт. Характеризуется преобладанием поведенческого и эмоционального компонентов.
  2. Рефлексивное наблюдение. Её отличает насыщенность эмоциональными и когнитивными элементами.
  3. Абстрактная концептуализация. Стадия чисто когнитивная по своему составу.
  4. Активное экспериментирование. Преобладание поведенческих и когнитивных составляющих в активности обучаемых.

Более подробное описание обучающего цикла можно увидеть в модели, предложенной X. Икехара. Модель состоит из семи фаз:

  1. Восприятие. Наблюдение, возникновение потребностей и эмоций.
  2. Осознание. Процесс выдвижения гипотез, переживания сомнений по поводу неопределенности положения дел.
  3. Мобилизация. Энергетизация и побуждение к действию.
  4. Действие. Экспериментирование и избегание чрезмерного риска.
  5. Контакт. Соприкосновение с реальностью и его переживание, что ассоциируется с получением опыта.
  6. Удовлетворение. Завершение действия, получением знания и понимания.
  7. Отстранение. Рефлексия, оценка и подведение итогов.

И, в заключение, еще одна весьма любопытная модель, рожденная приверженцами НЛП.
Нейролингвистическая модель включает в себя следующие стадии:

  • Неосознанная некомпетентность. На этой стадии вы даже не осознаете того, что чего-то не умеете. Например: вы никогда не видели автомобиль и даже не знаете, что кто-то умеет им управлять.
  • Осознанная некомпетентность. Вы начинаете осознавать, что чего-то не знаете, и постепенно развиваете понимание того, как действовать правильно. Например: вы прокатились на автомобиле в качестве пассажира, увидели работу водителя и теперь знаете, что можно научиться управлять автомобилем.
  • Осознанная компетентность. Вы начали учиться и теперь вы способны действовать самостоятельно. Однако, для того, чтобы действовать правильно вам необходимо прикладывать значительные сознательные усилия. Например: окончив курсы вождения, вы сели за руль, но каждое действие (переключение передач, смена ряда, трогание с места, тормжение) требует вашего внимания, у вас еще не получается выполнять несколько операций одновременно.
  • Неосознанная компетентность. Это ступень мастерства. На этой стадии вы достигаете такого уровня навыка, что даже не задумываетесь над тем, как вам это удается. Например: именно так, «на автомате», и управляет автомобилем водитель со стажем.

Четыре описанные стадии и представляют собой «лестницу компетентностей».


Опубликовано

в

,

от

Метки:

Комментарии

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.