Как писать «гипнотические» тексты?

«Гипнотические» тексты всегда описательны, они содержат в себе подробный рассказ о том, что человек видит, слышит, чувствует и думает. Если говорить совсем точно, то стоило бы добавить еще два вида описаний — что человек обоняет (запахи) и густирует (вкусы), однако их принято включать в чувствование. Причем, чем более равномерно использованы все четыре способа восприятия и переработки информации, тем лучше воспринимается такой текст.

Текст, в котором равномерно распределены описания по видам, называется «полимодальным«. Отличным примером «полимодального» текста, является известная детская песенка:

В лесу родилась елочка,
В лесу она росла.
Зимой и летом стройная
Зеленая была.
Метель ей пела песенку:
«Спи, елочка, бай-бай»,
Мороз снежком укутывал:
«Смотри не замерзай».
Увидел нашу елочку
Какой-то мужичок
Спилил он нашу елочку
Под самый корешок.
Теперь она нарядная
На праздник к нам пришла.
И много-много радости
Детишкам принесла.

Попробуем оставить только визуальное (зрительное) восприятие мира:

В лесу я вижу елочку,
Смотрю — она стоит.
Гляжу и вижу — стройная,
Зеленая блестит.
Метель глядит на елочку,
Очерченную ясно,
Мороз увидел елочку:
На вид она прекрасна.
В широкой перспективе
Обрисовалась ель.
Мелькнула тень лесничего —
Остался серый пень.
И вот она нарядная
Блистает на балу.
А дети в ярких шапочках
Играют на снегу.

А теперь оставим только аудиальное (звуковое) восприятие:

В лесу мы слышим песенку —
То елочка поет.
Зимой и летом, громкая,
Со скрипом ель растет.
Метель ей пела песенку:
«Спи, елочка, бай-бай»,
Мороз играл на дудочке
«Ты, слышь, не замерзай».
Вокруг нее, веселую
Мы песенку поем.
Звенит она игрушками,
Так шумно мы живем.

Ну и наконец, кинестетическое (чувственное) восприятие мира:

В лесу я чую елочку.
Растет на ощупь ель.
Зимой и летом чувствую,
Что есть у елки цель.
Метель, погладив елочку,
Укутала снежком.
Мороз об елку стукнулся —
Умчался кувырком.
Тяжелою походкою
Прошел в лесу лесник.
Взмахнул лесник топориком —
И лес в мгновенье сник.
И вот она, пушистая,
На праздник к нам пришла
И массу теплой радости
Детишкам принесла.

Ну вот собственно и все возможные варианты… Пример же чисто дигитального (мыслительного) описания привести невозможно, т.к. мы не можем без привлечения органов чувств описать окружающий мир или собственные ощущения.

Кстати, это не мои стихи, я их спер из одной НЛПерской книжки: Плигин, Герасимов — «Руководство к курсу НЛП-Практик»

Однако, возникает закономерный вопрос, а как писать такие «полимодальные» тексты? Как перевести из одной «модальности» в другую? На самом деле это сосем несложно, т.к. почти все «описательные» слова присутстуют во всех модальностях и между ними можно провести параллели.

Снова приведу примеры:

  • видеть-слышать-чувствовать-понимать
  • рассматривать-вслушиваться-ощупывать-изучать
  • пересмотреть-пересказать-пройтись еще раз-повторять
  • показывать-рассказывать-преподносить-демонстрировать
  • слепой-глухой-бесчувственный-невоспринимающий
  • ослепительно-пронзительно-обжигающе-интенсивно
  • тусклый-монотонный-безвкусный-неинтересный

Видите (слышите, чувствуете, понимаете) как все просто? 😉

Некоторые государства не уделяют должной заботы о значимых категориях людей.

Верно? На все 100%! Знаете почему? Потому, что это был пример «неконкретной речи». Текст с большим количеством неопределенных высказываний.

Читая такой текст (слушая такую речь) наш мозг заполняет «пробелы» конкретными примерами из собственного опыта. В результате мы готовы согласиться с автором, забывая, что на самом деле мы соглашаемя с собой.

Вот смотрите (слушайте, ощущайте или вдумывайтесь)…

  • Некотрые — это какие?
  • Уделять — это какое действие, в чем оно заключается?
  • Должная — это какая, как измерить?
  • Забота — это понятие сильно отличается у разных людей, она же у каждого человека своя…
  • Значимые категории — а какие категории считать значимыми?
  • Людей — это граждане своего государства, или кто-то еше?

Таким образом, получается, что даже в условиях недостатка реальной информации о человеке, можно легко говорить, точно «попадая» в его/ее жизненный опыт. Это же верно и для группы людей, где каждый отдельный человек заполнит «пробелы» собственным жизненным опытом и, в результате, высказывание окажется «истинным» для всех и каждого.

Именно этим способом и говорят хорошие психотерапевты, политики, гадалки,…. 😛


Опубликовано

в

,

от

Комментарии

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.