Метод создания замешательства основывается на следующих предпосылках:
- В поведении человека проявляется много автоматических и предсказуемых стереотипов.
- Нарушение любого из этих стереотипов создает состояние неопределенности с преобладанием недифференцированного возбуждения (например, замешательство).
- Большинству людей состояния неопределенности весьма неприятны, и поэтому им свойственна сильнейшая мотивация избегать таких состояний.
- Возбуждение нарастает, если человек не может приписать его определенной причине («это случилось потому, что…»).
- По мере нарастания возбуждения усиливается и мотивация, направленная на его уменьшение.
- Человек, испытывающий неопределенность, как правило, готов воспользоваться первым же представившимся способом уменьшить неопределенность (например, поддаться внушению, побуждающему погрузиться в транс).
Этапы создания замешательства.
- Выявите стереотип (стереотипы) поведения.
- Подстройтесь к этому стереотипу (и к этому человеку).
- Вызовите замешательство, прерывая или перегружая стереотип.
- Усильте замешательство.
- Утилизируйте (используйте) замешательство.
Первый этап — выявление стереотипа (стееотипов) — может быть выполнен различными способами.
Поскольку в человеческом поведении проявляется множество стереотипов, есть прекрасное упражнение — начать с того, чтобы перечислить на бумаге как можно больше стереотипов.
Это могут быть, скажем, социальные стереотипы — например, для простого рукопожатия нужно, чтобы один человек протянул руку, другой ответил тем же, каждый пожал другому руку, встряхнул ее и примерно через секунду отпустил, после чего он обычно отступает на шаг и что-нибудь говорит. Есть и другие социальные стереотипы: привычка здороваться при встрече, прощаться при расставании, говорить «доброе утро» по утрам и т.д.; запрет перебивать говорящего; привычка время от времени кивать головой, слушая кого-нибудь; соответствие соответствие слов говорящего контексту разговора; употребление говорящим правильных грамматических форм.
Кроме общих социальных стереотипов, можно также выявить стереотипы, свойственные данному человеку. Это могут быть определенные привычные движения, например приглаживание волос при стрессе, понурая поза при депрессии, необычная подвижность при возбуждении, привычка отводить глаза при замешательстве. Также сюда относятся определенные типы реакций — например, стремление возражать или готовность согласиться при эмоциональной неуверенности, перемена темы разговора при замешательстве, перекладывание вины на других, заискивание или чрезмерно рациональные рассуждения при ощущении угрозы. Или правила, основанные на социальном самосознании, — например, что мужчина никогда не должен кричать на женщину, что всегда нужно быть вежливым и не повышать голоса, что не следует делать замечаний, затрагивающих «отрицательные» переживания человека.
Второй этап — «подстройка» к стереотипу.
Как только стереотип выявлен, вы начинаете «подстраиваться» к нему, становясь действующим лицом этого стереотипа, для того, чтобы обеспечить подходящий контекст для успешного применения метода создания замешательства. Мы исходим из предпосылки, что главная цель создания замешательства — освободить человека от жесткой привязки к сознательным процессам. При этом стоит помнить, что на человека, который чувствует, что им грубо манипулируют или пытаются его обмануть, замешательство не произведет желаемого действия.
Экспериментируя в различных естественных социальных контекстах (например, в ресторане, аэропорту, при случайной беседе), можно быстро убедиться, что ненадолго привести человека в замешательство почти не составляет труда, однако гораздо сложнее утилизировать это замешательство сколько-нибудь значимым образом. Не чувствуя себя защищенным и в безопасности, человек невольно отстраняется от того, кто вызвал у него такое состояние, чтобы вновь в какой-то степени обрести чувство равновесия.
Если же человек чувствует поддержку, то он захочет и сможет смириться с замешательством и посмотреть, какие чувственные состояния (например, гипнотические реальности) из него возникнут. Поэтому реакция на применение этого метода зависит главным образом от вашей установки и невербальных воздействий перед, во время и после создания замешательства.
Приступаем к третьему этапу — созданию замешательства путем либо прерывания того или иного стереотипа, либо его перегрузки.
Прерывание — это кратковременные, быстрые нарушения стереотипа, часто применяемые до начала формального наведения; чтобы вызвать у человека достаточную степень замешательства, обычно приходится прибегать по меньшей мере к нескольким способам прерывания. С другой стороны, перегрузка требует более длительного воздействия, которое часто лучше всего осуществлять во время формального наведения.
Четвертый этап — усиление замешательства.
Непосредственной реакцией на правильно примененный метод создания замешательства будут обычно растерянность и неуверенность. Это естественный отклик, который проявляется у большинства из нас, когда, например, мы слышим от своего знакомого что-то совершенно неожиданное или непонятное. В такой ситуации мы пытаемся понять, что произошло, при этом, как правило, глядя на говорящего в поисках объяснения. Поскольку говорящий обычно извиняется и разъясняет, что хотел сказать, или же выглядит виноватым и смущенным, замешательство, как правило, ослабевает. Однако, при использовании метода создания замешательства, вы вполне последовательно и осмысленно продолжаете действовать в том же духе, чем усиливаете замешательство.
Четвертый этап крайне важен, потому что именно им метод создания замешательства существенно отличается от не столь редких случаев, когда какое-то непреднамеренное высказывание вызывает незапланированное замешательство.
Пятый и заключительный этап — утилизация замешательства, как только оно достигает видимого апогея.
Важно иметь в виду, что неиспользованное замешательство рано или поздно приведет к обратному результату, потому что у человека, испытывающего растерянность, в какой-то момент возникает потребность в уверенности и ясности, иначе он выпадает из контекста. Как говорилось выше, именно в этот момент человек готов прибегнуть к какому-нибудь самому простому способу уменьшить замешательство, — например, в ответ на несложное мягкое внушение погрузиться в транс.
Применяя эти пять этапов создания замешательства, важно понимать, что они не всегда будут проходить согласно плану, особенно при первых попытках ими воспользоваться. Иногда метод придется модифицировать или вообще от него отказаться — это зависит от текущих реакций человека. Тем не менее утилизировать можно любую реакцию. Человеку, который приходит в недовольство и начинает сердиться, можно принести искренние извинения. У человека, испытывающего частичное замешательство, можно создать еще большее замешательство, особенно используя различные его варианты. Субъекта, который хихикает или разражается смехом, можно похвалить за сохранение чувства юмора и посоветовать ему использовать это чувство как способ еще больше усилить свои бессознательные реакции.
Еще немного про замешательство…
Армейский вариант.
«Немедленно отвечайте, почему не выполнено приказание, молчать, я вас спрашиваю. Почему не отвечаете, немедленно отвечайте, почему? Молчать!» и так несколько раз, а потом отдать приказ: «…кругом, выполнять!».
Замешательство и прямое внушение.
Уголовный вариант.
Идет разговор, рациональное обсуждение. Вдруг, посреди разговора, человеку пристально смотрят в глаза и говорят: «Милый, ты что заблудился? Из какой ты книжки?» — «Что?» — «Да ты пойми, ты нам по жизни должен, должен по жизни. Отдавать то когда будешь?»
Типичная связка: замешательство – внушение, потому что в момент замешательства человек открыт для внушения.
Замешательство часто лежит в основе шутки. Человек звонит по телефону, ему отвечают: «Вы куда звоните, у нас нет телефона».
Поэт Михаил Светлов, например, был большой шутник. Однажды среди ночи он разбудил свою жену и сказал ей: «Слушай, я давно хотел тебе сказать, наш ребенок не от тебя». Несколько мгновений замешательства.
Карлсон, который живет на крыше – неиссякаемый источник гипнотических техник. Замешательство он тоже использовал. Когда он украл плюшку, и фру Фрейкинбок замахнулась выбивалкой, он сказал: «А у тебя молоко убежало». «Ах? Что? Я не ставила никакого молока», но уже все.
Вот пример из «Москва и москвичи» Гиляровского:
Был и сейчас опять есть знаменитый ресторан «Яр», в котором до революции работал не менее знаменитый официант Егор, который мог общитать кого угодно. И Гиляровский описывает, как он это делал. Гость пообедал, естественно с водочкой, все как полагается. Егор при нем начинал подчитывать: «Тридцать и тридцать – руб. тридцать, папиросочек, сигареточек спрашивать не изволили, два шестьдесят пять».
Кстати, по Гиляровскому, слово «объегорить» возникло именно так. Хотя у Ушакова указанно другое происхождение этого слова.
А это рассказ известного специалиста по гипнозу М.Р.Гинзбурга, он вообще человек с хорошим чувством юмора:
Я преподавал в одном университете, и жена моя там читала лекции на первом курсе, я как-то ее заменял. Прихожу, сидят студенты, первый курс. Говорю: «Здравствуйте! Первый курс?» Они говорят: «Да». «Двадцать первая группа?» «Да». «Предмет – «психология творчества?» «Да». «Читает Евгения Леонидовна?» Они говорят: «Да». Я говорю: «Это я». Надо было видеть их лица, можно было давать любые внушения.
Еще одна история от профессора Гинзбурга:
Идет обычное упражнение в парах. Женщина в трансе, завершается сеанс, она выходит из транса, открывает глаза и видит, что у ее терапевта вьются буйные фиолетовые кудри до плеч и клоунский колпак. Не поленился же человек, с собой принес, и пока она сидела в трансе, одел. Я когда увидел, что он это одел, специально встал так, чтобы видеть ее лицо, когда она выйдет из транса. Это было нечто. Она потом так говорила: «Ни за что бы не поверила, что за такой короткий промежуток может промелькнуть такое количество мыслей».
И снова, Карлсон — Великий и Ужасный:
Помните эпизод с двумя орешками? Оставалось два засахаренных орешка: большой и маленький. И он говорит: «Малыш, выбирай, какой ты возьмешь? Но только учти, тот, кто берет первым, берет маленький. Хитрый малыш говорит: «Нет, ты бери первый». Карлсон говорит: «Хорошо», хватает большой и засовывает его в рот. «Карлсон, как же так, ты же брал первый, почему ты взял большой?» Он говорит: «Малыш, если бы ты брал первый, ты бы какой взял?» «Конечно маленький». «Ну, вот он тебе и достался».
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.