«Психическое здоровье — это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия человека и эффективного функционирования сообщества.»
Всемирная Организация Здравоохранения, 2014 год.
Что такое «психологическое консультирование»?
Психологическое консультирование, по определению, это один из видов психологической помощи. Цель психологического консультирования — помочь клиенту осознать и изменить малоэффективные модели поведения, для того, чтобы принимать важные решения, разрешать возникающие проблемы, достигать поставленных целей, жить в гармонии с собой и окружающим миром.
Кроме психологического консультирования, для помощи здоровым людям существуют еще и психотерапия, психокоррекция, психологические тренинги, другие виды помощи. Обращаю ваше внимание на слова «клиент» и «здоровый человек», ведь клиентами в психологическом консультировании являются именно психические здоровые люди.
Как работает консультирование:
В чём отличие «психолога» от «психотерапевта» и «психиатра»?
Очень важно понимать различие между психологической и психиатрической помощью.
Психологическая помощь оказывается психически здоровым людям, которые испытывают разнообразные жизненные сложности и проблемы. Психологи консультируют клиентов. Они не выписывают лекарства и не госпитализируют своих клиентов. Запомните: «Психолог — не врач!»
Психиатр и психотерапевт — это врачебные специальности. И те и другие заканчивают медицинский институт, а затем специализируются в психиатрии. Психотерапевт — психиатр, получивший дополнительную подготовку, которая (в основном) состоит из изучения психологии. Эти врачи лечат больных, могут назначать лекарства и оказывать помощь в профильных больницах.
Заметили разницу?… Клиент и больной, консультирование и лечение, психолог и врач. А самое главное отличие — это разделение ответственности. Врач лечит пациента и принимает на себя ответственность за процесс и результат. Психолог консультирует клиента и принимает на себя ответственность только за процесс, а за результат отвечает клиент.
Как работает консультирование:
Участники процесса.
В процессе психологического консультирования участвуют, как минимум два человека: консультант и клиент. Однако, в некоторых случаях требуется вовлечь в этот процесс и других людей: членов семьи, родственников и даже знакомых.
В любом случае, клиентом является либо отдельный человек (тот, кто обратился за помощью), либо, в случае ребёнка — сам ребёнок (а не его родители), либо семья целиком (если все члены семьи принимают такие условия). Не играет роли, кто оплачивает услуги консультанта, он всегда действует в интересах клиента.
В определённых ситуациях, в процессе может участвовать и второй психолог, но этот вариант мы сейчас рассматривать не будем.
Как работает консультирование: Знакомство.
Как и любое взаимодействие между людьми, консультирование начинается со знакомства. На этом этапе клиент узнает о профессиональных интересах и опыте консультанта, привыкает к его внешности и к звучанию его голоса. Консультант выясняет сущность проблемы (запроса) клиента, собирает начальные сведения о человеке, обратившемся за помощью. Кроме всего перечисленного, есть ещё одна очень важная задача, решаемая на этом этапе — построение доверительных человеческих отношений.
Как работает консультирование: Контракт.
Когда начальный контакт установлен, самое время договориться о правилах, которых будут соблюдаться в дальнейшем. Договариваться, как известно, стоит «на берегу». Для этого и существует «консультационный (психотерапевтический) контракт», который очень похож на обычный коммерческий договор.
В нём присутствуют: описание клиентского запроса и чёткие, детальные критерии достижения результата; порядок, место и время встреч; размер и способ оплаты услуг консультанта; права и обязанности клиента и консультанта; вопросы соблюдения конфиденциальности и порядок участия других людей в процессе. Ключевым моментом контракта является договорённость о разделении ответственности между всеми участниками.
Консультационный контракт заключается в устной форме, возможно с использованием диктофона. Аудиозапись позволяет в любой момент времени освежить в памяти принятые правила.
Как работает консультирование: Диагностика.
На этом этапе консультант собирает подробную информацию о текущем и желаемом состоянии клиента. О том что происходит в жизни клиента и что должно происходить после окончания совместной работы. Как себя чувствует человек сейчас и как он хочет себя чувствовать. Какие мысли о происходящем есть у клиента и какие идеи родились о будущем.
Процесс диагностики очень напоминает технологию, описанную в моей заметке про «исполнимые желания».
Как работает консультирование: Интервенция.
За страшным словом «интервенция» скрывается основной этап, на котором и происходят все изменения. Интервенция в переводе с латыни значит «вмешательство». Клиент, на этом этапе, «вмешивается» в собственную психику и тело, опираясь на рекомендации консультанта.
В начале, консультант выбирает стратегию действий и набор методов, опираясь на информацию, полученную от клиента на этапе диагностики. Затем он должен донести до клиента все свои идеи понятным, доступным клиенту языком и убедиться, что человек все полностью и однозначно понял.
После этого «мяч переходит на сторону клиента»…
Через некоторое время (иногда сразу) клиент рассказывает консультанту о тех изменениях, которые с ним произошли. На основании этого рассказа и некоторой дополнительной диагностики, консультант вносит изменения в стратегию и набор методик. Возможно, что клиент даже захочет немного изменить свой запрос. Это тоже будет учтено консультантом.
И снова «мяч переходит на сторону клиента»…
Таким образом, раз за разом, клиент будет приближаться к желаемому результату. Пока, наконец, его не достигнет.
Как работает консультирование: Завершение.
После достижения желаемого результата, а вы ведь помните, что мы подробно описали этот результат на стадии диагностики и аккуратно корректировали его в процессе консультирования, необходимо включить все изменения в повседневную жизнь клиента, учтя его семейные, рабочие и другие нюансы. И закрепить этот результат, сделав изменения стойкими, защищенными от воздействия на них обычных повседневных стрессов.
Как работает консультирование: Сопровождение.
«Всё течёт, всё изменяется!» — и обстоятельства жизни клиента тоже могут измениться. Человеку может потребоваться помощь в корректировке результата, приведении его к текущим жизненным условиям. Для этого существует сопровождение клиента, во время которого консультант помогает клиенту адаптироваться к результату и приспособить результат к меняющимся условиям реальной жизни.
В случае значительного изменения этих условий, может потребоваться начать всё с начала, со этапа диагностики. Как я уже отмечал, консультирование — набор повторяющихся действий, приближающих клиента к желаемому результату.
Как работает консультирование:
Сводим всё вместе.
Для представления полной картины процесса консультирования, я нарисовал подробную схему, показывающую весь путь, который проходит клиент во время работы с психологом-консультантом.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.